«Не бог создал человека, а человек создал бога». Людвиг Фейербах, немецкий философ-материалист
Религия издавна занимала господствующее
место в жизни общества. Попы навеивали религиозный дурман, чтобы
управлять своими прихожанами, грабить их и жить за их счёт. Забитый,
тёмный трудовой народ, задавленный злыднями и страхом перед мифическими
карами, отрешённо внимал религиозным проповедям и слепо соблюдал
церковные догмы, закабаляя себя в ещё большее рабство.
В
понимании сущности религии и её роли в жизни общества прогрессивные
учёные «всех времён и народов» были едины: религия – это «фантастическое
отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над
ними в повседневной жизни; отражение, в котором земные силы принимают
форму неземных» (Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг»).
Религия
всегда была враждебна науке. Она яростно боролась с реальными знаниями
об окружающей среде, настырно насаждая искажённое мировосприятие
(богословские трактаты просто кишат противоречивыми и голословными
утверждениями). Она вносила сумятицу и неразбериху в духовный мир людей.
Мешала им справляться с жизненными проблемами. Лелеяла самые низшие
пласты человеческой психики: животные инстинкты, эмоции, низменные
чувства. Вот почему целая плеяда выдающихся учёных были противниками
религии – атеистами. Среди них – философы древности: Брихаспати,
Дхишан, Капила (Индия); Сунь Цзы, Ван Чун (Китай); Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Эпикур, Карнеад,
Секст Эмпирик (Древняя Греция); Тит Лукреций Кар, Лукиан (Древний Рим); представители средневекового свободомыслия: Пьер Абеляр, Сигер Брабантский (Франция), Омар Хайям (Персия); Аверроэс (Сирия); антирелигиозные мыслители эпохи Возрождения:
Николай Коперник (Польша); Пьетро Помпонацци, Джордано Бруно, Лючилио
Ванини (Италия); Франсуа Рабле, Жан Боден, Мишель Монтень. Жоффруа Балле
(Франция); Хуан Уарте, Мигель Сорвет (Испания); атеисты XVII века:
Рене Декарт, Пьер Гассенди, Пьер Бейль, Френсис Бекон (Франция);
Бенедикт Спиноза (Голландия); Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк
(Англия); просветители XVIII века: Джон Толланд, Энтони Коллинз,
Давид Юм (Англия); Жан Мелье, Вольтер, Дидро, Гельвеций, Гольбах
(Франция); Маттиас Кнутцен, Готхольд Лессинг, Иоганн Гердер, Иоганн
Фридрих Шиллер, Иоганн Вольфганг Гёте (Германия); философы-материалисты XIX века: Давид Фридрих Штраус, Бруно Бауэр, Людвиг Фейербах; научные атеисты: Карл Маркс, Фридрих Энгельс, и многие другие.
Прогрессивные
учёные настаивали на том, что религия – это злейший враг человеческого
общества; «царство тьмы» (Томас Гоббс); «вздох угнетённой твари, сердце
бессердечного мира, дух бездушных порядков, опиум народа» (К. Маркс и Ф.
Энгельс). «Бессилие» эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами
так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие
дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, чудеса», –
писал В. И. Ленин в своей работе «Социализм и религия». И далее
подчёркивал, что «религия – это род духовной сивухи, в которой рабы
капитала топят свой человеческий образ, свои требования на
сколько-нибудь достойную человека жизнь».
Как
в момент своего возникновения, так и доныне, религия ревностно
выполняет свою главную функцию: прислуживает классу олигархов и помогает
околпачивать народ. Проповедуя коленопреклонённую мораль (смирение,
покорность, раболепие, непротивление злу, насилию и несправедливости),
она обеспечивает сегодняшнему олигархату главенствующее положение в
обществе.
Чем дальше – тем
напористее и агрессивнее становится церковь. Оглядимся вокруг: страна
буквально опутана сетью храмов, мечетей, монастырей, синагог и прочих
объектов духовного мракобесия. Церковники проникают во все сферы
общественного бытия, влияют на принятие многих государственных решений,
берут в свои руки бразды политической и культурной жизни. Дошло до
того, что они внедряют рясы в Армию, чтобы в среде военных господствовал
религиозный дух. Нынче малейшее событие (хоть открываемые памятники,
хоть спускаемые на воду корабли) – в обязательном порядке окропляются
попом святой водой.
Небылиц,
противоречащих научным законам и данным прикладных экспериментов, у
религии много. Здесь и воскрешение из мертвых, и непорочное зачатие, и
существование ангелов и чертей, ада и рая. Самая реакционная сказка –
креационизм, согласно которому бог за неделю из пустоты создал мир. С
нею попы остервенело рвутся в школы, требуя своё «учение о боге»
(теологию) включить в реестр научных дисциплин.
Вот
почему так необходима борьба с воинствующим религиозным мракобесием.
Борьба не с верующими, а с церковными иерархами. И ведёт эту борьбу
славное племя – атеисты, пробуждающие в людях не любовь к богу, а
уважение к человеку-труженику, не веру в сверхъестественное, а познание
объективных законов природы и общества, не смирение и покорность, а
активный протест против социальной несправедливости.