«Главное мы независимы»
Рассказать всё по
затронутым темам в рамках одной статьи невозможно, поэтому я решил заострить
внимание на основных вопросах недавнего прошлого и дня сегодняшнего.
Одной из самых больших бед
современного Азербайджана является национализм. Он культивируется в сознании
людей как со стороны отдельных националистически настроенных «агсаккалов» так и
на государственном уровне – яркое тому доказательство амнистия Рамиля
Сафарова, которая была встречена ликованием в националистической среде.
Ещё в Советское время, а я
застал немного (я родился в 1976-м г.) и был свидетелем того, что многие
азербайджанцы как то держались
обособленно от остальных – а в Баку тогда жило, много армян, русских, евреев и
представителей других национальностей. Замечал их близость к талышам и
лезгинам, тогда как скажем русские, евреи и армяне зачастую будучи соседями
жили как одна семья и слова известной песни Варум «Где без спроса ходят в
гости…» и «Где рождения справляют и навеки провожают всем двором» были
справедливы для них, и лишь к немногим азербайджанским семьям, но тогда будучи
ещё мальчиком не находил объяснения для такого обособления, оно мне казалось по
меньшей мере странным. Это уже потом я уяснил откуда росли ноги у этой
обособленности, но об этом немного далее.
Сейчас всё чаще можно
слышать слова, об «исключительности» азербайджанской нации, часто из уст
националистов горделиво звучат слова: «такой как наша нация нигде нет».
Однажды, услышав такое высказывание я сказал: «Да-да, зиг хайль!» и вышел. О
родстве между крайним национализмом и фашизмом можно говорить много, достаточно
вспомнить что многие из предателей Родины в годы Великой отечественной войны
были как раз, как это ни странно звучит, из таких «национал-патриотов» в виде
украинских бандеровцев, чеченцев-исламистов, прибалтийских и западнобелорусских
националистов. Понятно что у каждого человека есть право гордиться своей
нацией, своими традициями и предками, но когда представитель одной нации
начинает возвеличивать свою нацию, то очень часто при этом унижает другие
нации. Националисты считают это нормой.
В 80-е годы прошлого
столетия находившийся на задворках, но отнюдь не изжитый национализм нашёл
благоприятную почву для выхода наружу и способствовала его появлению не только
западная пропаганда агенты которой через «голос Америки» и отдельных
партноменклатурщиков, проталкивали мысли типа: русские вас обворовывают, вы зря
кормите Москву и даёте им нефть, вы могли быть независимой страной и т.д., но
им вторила и другая «подколодная» сила, которая всегда была врагом Советской
власти и народного просвещения – это исламское духовенство. Нельзя говорить о
разросшихся сорных вьюнах национализма не сказав об их главном рассаднике и
пропагандисте. Именно муллы поддерживали националистические и исламистские
настроения среди азербайджанцев, именно этим и объясняется их бОльшая близость
к лезгинам и талышам нежели к русским или грузинам, я уже молчу про армян,
которых, в ходе событий связанных с Карабахским конфликтом, националистическая
клика возвела в ранг врага № 1, а слово «армянин» стало ругательством (возможно
аналогичная ситуация и в Армении в отношении к азербайджанцам).
Стоит отдельно упомянуть
множество деятелей, собирательный образ которых показательно представил
«товарищ» Саахов из «Кавказской пленницы». Так вот, эти вроде бы Советские
граждане под влиянием скрытых национал-исламистов вели двойную жизнь, то есть
официально они жили по Советским законам, а в реальной жизни по «законам гор».
Отсюда и дикое отношение к женщинам как к вещам, нелюбовь к образованию и
просвещению. Ретрограды-консерваторы живущие во многих азербайджанских (да и в
некоторых бакинских) деревнях «очень плохо» смотрят на девушек тяготеющих к
знаниям, стараются своих дочерей поскорее выдать замуж, чтобы не пускать в
институт. Шито-крыто по законам гор и шариата в позднесоветское время бывали
случаи выдачи несовершеннолетних девушек замуж. Сааховы населяли Азербайджан в
большом количестве, причём были среди них и преподаватели ВУЗов, которые днём
преподавали студентам теорию эволюции, рассказывали о Большом Взрыве, а вечером
придя домой делали намаз – вот и делайте вывод.
Кроме этого, в
Азербайджане была распространена практика «мёртвых душ». Сводилась она к
следующему, когда рабочий договаривался о том что он не будет работать, но при
этом останется в штате, дабы рабочий стаж ему начислялся, взамен же он отдавал
свою зарплату директору предприятия и появлялся отныне на работе только в
случае приезда комиссии, сам же он шёл торговать на базар – меньше труда,
больше прибыль. Естественно что за него кто-то должен был работать и функции
которые должны были выполнять «мёртвые души» возлагались на остальных
работников. Эта практика сохраняется до сих пор почти во всех госпредприятиях,
включая военные организации. Кто-то может спросить: почему торговать на рынке
было выгоднее чем работать на заводе? – да потому что рынок только формально
именовался колхозным, а фактически был почти целиком спекулятивным. Показателен
пример показанный в фильме «Яблоко как яблоко» («Азербайджанфильм» 1975 г.),
где один из героев – простой честный парень, водитель грузовика привёзший
яблоки на базар видит, что яблоки продаются по 1 р. 50 коп. и идёт к
заведующему рынком, который ему говорит, что да где ты видел такие цены, выйди
внимательно посмотри. Тот вышел и видит – все яблоки по 50 копеек. Он продал
зав.рынком весь груз яблок по 40 копеек, и едва «сделка» состоялась, как яблоки
стали снова за полтора рубля.
Как-то в разговоре с одним своим знакомым я сказал что
национализм это фашизм без свастики, конечно это очень грубое сравнение, но
отнюдь не безосновательное. Армяно-азербайджанский конфликт есть тому
подтверждение. Он был инициирован националистической кликой с обеих сторон и
подогревался националистически настроенными журналистами. Я как житель
Азербайджана, не могу говорить о том что происходило на тот момент в Армении,
хотя у меня есть основания полагать что там ситуация была аналогичной. Ещё до
сумгаитских событий в начале 1988-го г. началась открытая антисоветская
пропаганда. Учитывая всё ещё высокий авторитет 26-ти Бакинских комиссаров,
националистические журналисты для начала распустили слух о якобы состоявшемся
побеге Степана Шаумяна, а затем добавили что из 26-ти Бакинских комиссаров
(объявить их всех врагами тогда они ещё не решались) были расстреляны все кроме
армян – таким образом они попытались втоптать в грязь как имена людей отдавших
свои жизни в борьбе за светлое будущее своей Родины, так и вбить клин между
народами. Наконец Сааховы смогли сбросить маски. Разжигание межнациональной
вражды шло полным ходом. По моим личным наблюдениям, период с 1987-го по 1992-й
годы, стал периодом массового оттока неазербайджанцев из республики.
Национализм уже в начале своего правления показал своё лицо:
«С зажигательной речью перед собравшимися
выступил азербайджанский поэт Хыдыр Аловлу. Многочисленные выступающие, среди
которых были известные в городе люди, продолжали призывать к наказанию армян за
Карабах, за азербайджанских «беженцев
и мучеников из Кафана», требовать применения к армянам жёстких
мер — «убивать и гнать их из
Сумгаита, из Азербайджана вообще». В конце практически каждого
выступления звучал призыв — «Смерть
армянам!». Выступавшие пользовались мегафоном, так что их призывы
разносились на прилегающие к площади улицы. Как пишет В. Кривопусков, «на митинге
открыто формировалась атмосфера массового психоза и истерии, в которой люди
должны были ощутить себя мстителями за якобы погибших соотечественников в
Армении и Нагорном Карабахе. С трибун взывали к долгу мусульман сплотиться в
войне с неверными. Страсти накалились до предела. Обстановка вышла из-под
оперативного контроля».
В. Кривопусков констатирует: «К вечеру 27
февраля трибунные выступления переросли в насильственные действия. Сотни
сумгаитских азербайджанцев, распалённые митинговыми призывами, подогретые
спиртными напитками, раздаваемыми бесплатно с грузовиков (следствием эти факты
установлены), беспрепятственно приступили к погромам квартир армян, их массовым
избиениям, убийствам, которые длились до поздней ночи. Государственные, партийные
и правоохранительные органы города и республики на беспрецедентные беспорядки в
городе не отреагировали. Сумгаит полностью перешёл во власть погромщиков».
«Прокуратура
СССР по событиям в городе Сумгаите завела уголовные дела. Объединённую следственную
группу, в которую вошли сотрудники органов внутренних дел России и других
союзных республик, возглавил следователь по особо важным делам Генеральной
прокуратуры СССР В. С. Галкин.
По
решению Генеральной Прокуратуры СССР, которое было согласовано с руководством
страны, единого общего судебного процесса не проводилось; дело было разбито на
80 эпизодов и рассматривалось в судах различных городов. Первоначально было
решено провести все процессы на территории РСФСР. Один процесс действительно
прошёл в Москве (в Верховном суде СССР), три — в областных судах
Волгограда, Воронежа и Куйбышева; все остальные дела, однако, прокуратура СССР
направила в суды Азербайджана, и процессы по ним проходили в Баку и Сумгаите.
Из огромного числа погромщиков к судебной ответственности привлекли 94 рядовых
участника — преимущественно подростков и юношей. Около восьмидесяти
человек было осуждено. Один из них, Ахмед Ахмедов, был приговорён к смертной
казни.
* * * *
В
средствах массовой информации были упомянуты лишь два первых процесса,
остальные же прошли незамеченными. Как пишет Том де Ваал, «к концу 1988 года,
когда состоялись эти суды, атмосфера в Азербайджане изменилась так радикально,
что некоторые экстремистски настроенные участники демонстраций в Баку даже
несли транспаранты, прославляющие „героев Сумгаита"» (Википедия. Сумгаитский погром).
И при всём при этом азербайджанские националисты
предпринимали попытки возложить вину за зверства в Сумгаите на самих армян и по
сей день они муссируют миф, что дескать там сами армяне убивали армян.
* * * *
Но крови в Сумгаите националистам показалось мало и сторонники
«независимости» спровоцировали 20 января 1990 года. Наверное это была самая
трагичная дата в Новейшей истории Азербайджана, это была трагедия обманутого
народа, трагедия сходная с расстрелом Верховного Совета Ельциным в октябре 1993
года. У меня нет документального подтверждения, только мои воспоминания об этом
событии и я могу лишь сказать о том, что
три оппозиционные к Советской власти партии: НФА (Народный Фронт Азербайджана, руководитель – Абульфаз
Эльчибей, ныне покойный), ПННА (Партия Национальной Независимости Азербайджана
– руководитель Этибар Мамедов) и «Мусават» (руководитель Иса Гамбар) несут
ответственность за подстрекательство населения к неповиновению Советскому
правительству и недопущения ввода войск. В то время как военнослужащие на
бронетехнике просили собравшихся граждан разойтись, поскольку у них есть приказ
войти в город и что целью их прибытия является наведение порядка и они не
собираются причинять мирным гражданам какой-либо вред, люди вняв их словам
начали было расходиться, как появлялись «жигули» из которых боевики так
называемого «Народного Фронта» открывали огонь по военнослужащим. По
свидетельствам других очевидцев, народнофронтовцы толкали людей автоматами в
спины не позволяя им расходиться, увещевая их что танки на них не пойдут. Им
нужна было кровь, чтобы обвинить Советское правительство и на волне возмущения
прийти к власти, что они и осуществили. Они не брезговали тем, чтобы убивать и
запугивать свидетелей произошедшего. Группы боевиков НФА следили за окнами и
стреляли по высовывавшим головы людям и это тогда, когда их сограждане гибли
под гусеницами танков. Через пару дней после событий я был свидетелем рассказов
разных людей о трёх идентичных случаях – выглянул человек посмотреть что
происходит и тут же получил пулю. Потом это всё было списано на Советских военных,
но тех кто пережил «Чёрный январь» и сохранил совесть знают что это было не
так. Объективной и наиболее полной информации о тех событиях нет, только память
людей. Впоследствии погибшие 20-го января 1990-го года, даже случайно, были
объявлены шахидами, ведь как я уже говорил, Сааховы сняли маски, выбросили
партбилеты и объявили себя мусульманами, как и генерал КГБ Гейдар Алиев,
совершивший хадж в Мекку.
Эхом Сумгаита стала Ходжалинская
трагедия, когда руки оказались развязанными теперь у армянских
националистов.
У меня также есть основания полагать, что
армяно-азербайджанский конфликт вылившийся в Карабахскую войну имеет
искусственное происхождение и что инициаторами этого конфликта стали
пробуржуазные силы имевшие целью захват власти в своих республиках. Разжигая
межнациональную вражду они довели её до апогея, а затем стагнировали конфликт.
По сути ещё в 1993-м году Азербайджан мог решить Карабахский конфликт военным
путём, но в планы пришедшей к власти буржуазии во главе в начале с безвольным
Муталлибовым, затем свергнувшем его Эльчибеем и наконец закрепившемся у власти
Гейдаром Алиевым, это не входило, поскольку их правление вызывало народное
недовольство (достаточно вспомнить беспредел творившийся во время правления
НФА) и нужно было чтобы этот конфликт длился как можно дольше, чтобы отвлекать
народные массы от насущных проблем создаваемых капитализмом. Поэтому вначале
были отданы ряд приказов по сдерживанию добровольческой армии, оставлению
позиций и т.д., что вызывало закономерное возмущение среди добровольцев
воевавших в Карабахе. В ответ на это президент заявил о расформировании отрядов
добровольцев и организации национальной армии. Таким образом военные действия
удалось остановить, Азербайджан фактически оставил 20% своей территории на
попечении Армении, «во взвешенном» состоянии. То что армяно-азербайджанский
конфликт носит искусственный характер говорит и тот факт, что скажем в России
имеют место коммерческие предприятия в которых азербайджанцы и армяне могут
быть компаньонами, хотя в последнее время националистическая клика обеих
республик сделала немало чтобы вбить и между ними клин. О том, что Карабахской
войны можно было не допустить говорил и Виктор Илюхин. Вот что он пишет в своей
статье «Почему я возбудил уголовное
дело в отношении Президента СССР М.С. Горбачева»:
«Горбачев не заметил, как он постепенно,
вкупе с националистами и постоянно потакая им, вырыл для всех нас огромную яму.
Именно они в борьбе за политическую
и личную власть умело разыграли очень тонкий, очень болезненный национальный
вопрос. Именно на спекуляциях вокруг него они, именуя себя демократами, пришли
к власти в Грузии и Армении, в Прибалтике и Молдавии, в других регионах. Это
была цель, и ради нее забыли о мире на земле, о благополучии народа, который,
ввергнув в пучину междоусобиц, вновь предали.
Национальные распри, как цепная реакция,
покатились по Союзу, начавшись с карабахских событий.
Прими тогда Горбачев вместе со своим
политическим окружением твердое решение по НКАО, потуши в самом зародыше
начинавшийся пожар, уверен, удалось бы избежать распада страны в целом, гибели
сотен, тысяч ни в чем не повинных людей.
А потушить можно было.
Я хорошо знаю и помню события в
Закавказье, ибо длительное время возглавлял там следственные группы по
расследованию преступлений, совершенных на почве межнациональной розни. Общался
с сотнями беженцев, как из Армении, так и из Азербайджана, избитых и обобранных
«до нитки». Видел глаза детей, наполненные ужасом и страхом. Нельзя без
содрогания в сердце видеть и слышать об этих трагедиях. Так называемые
горбачевские переживания в Форосе в сравнение не идут с болью и страданиями
тысяч людей, живущих в Закавказье.
Настоятельные предложения бывших
КГБ, МВД и Генеральной прокуратуры Союза ССР о силовом разоружении вооруженных
формирований в Закавказье не находили поддержки. Мы были убеждены, что
разоружать надо. Если бы тогда, в 1989 году, в этом вопросе руководство страны
проявило твердость, возможно, удалось бы избежать гражданской войны в
Закавказье.
Наверху опасались, что
насильственное разоружение с использованием воинских формирований будет
сопряжено с кровью. Это действительно так, ее не удалось бы избежать. Но была
бы пролита кровь самих бандитов, виновных лиц. Сейчас же все чаще бандиты
проливают кровь невинных людей, женщин и детей.»
Националистическая пропаганда приводит к тому, что у
людей вырабатывается извращённое мировоззрение, главным образом это касается
сегодняшней молодёжи. Многие из них понимают справедливость критики в адрес
правительства и госчиновников, в адрес олигархов и спекулянтов помельче, но не
принимают её. Они радуются тому что строятся новые отели, рестораны, торговые и
развлекательные центры, что город (Баку) становиться красивее, от того что одну
улицу могут дважды переасфальтировать в течение года, отремонтированное здание
ещё раз отремонтировать. Вопрос о том на чьи средства всё это строиться
вызывает реакцию мол а что можно сделать? – буржуазное, меркантильное сознание
настолько глубоко впиталось в умы, что тезис о том, что глава государства может
не воровать вызывает полное недоумение и непонимание, такого дескать не может
быть. Упоминание имени Ленина и Сталина в качестве примера, те с кем мне
довелось общаться, мотивируют это либо говоря, что мы просто не всё о них
знаем, ибо по их мнению они всё равно не могли не воровать, либо – что в лучшем
случае, говорят что таких людей больше нет. Их учат, что главное это
национальная независимость. Суверенитет государства гарантирует его бурное
развитие. И тут есть два «лагеря» тех кто понимает, что независимость на самом
деле мнимая и политика страны во многом зависит от предписаний США и те кто
этого в упор не желает видеть.
Особо следует рассказать и о умершем «национальном
лидере» «солнцеподобном» Гейдаре
Алиеве:
«3 октября 1993 года в Азербайджане
прошли президентские выборы, победу на которых одержал Гейдар Алиев, набрав
98,8 % голосов»
Было бы лукавством говорить о фальсификациях на этих
выборах. Народ его знал с тех пор как он был первым секретарём ЦК Компартии
Азерб. ССР. Когда он выдвинул свою кандидатуру на пост главы государства, люди
встретили это с одобрением. «Наевшийся» дерьмократии народ в большинстве своём
действительно поверил в то что вернувшийся Гейдар Алиевич, как старый и опытный
чекист наведёт в стране порядок и всё снова наладиться. И Гейдар Алиевич
действительно «навёл порядок», но только свой «порядок». Безработица и нищета
никуда не исчезали, приватизация шла полным ходом. «Диктатор» - это то слово
каким можно было бы его охарактеризовать. Его правлением также были недовольны
и либеральные правые которых он отстранил от власти. И надо сказать что тут
националистическая клика встретилась с собственным порождением недопустимостью
протеста азербайджанца против азербайджанца – кем бы он ни был молчи и защищай
его, терпи, потому что он свой – вот что проповедует националистическая
буржуазия, интересы которой также были попраны Алиевым ибо он отобрал у неё
главный источник дохода – нефть. Теперь ведь право распоряжаться нефтью и газом
принадлежит ГНКАР (Государственная Нефтяная Компания Азербайджанской
Республики) и отдельные частные лица уже не вправе торговать нефтью. Чтобы
возбудить ненависть к президенту, те же националисты стали распускать слух, что
Гейдар Алиев на самом деле курд, а не азербайджанец, а также что его мать была
армянкой. Тем не менее культ Гейдара Алиева продолжается по сей день. Перед
смертью он посадил в кресло президента своего сына Ильхама.
В заключение несколько слов об азербайджанских левых.
Насколько мне известно в Азербайджане действуют три «левых» организации: КПА
(Коммунистическая партия Азербайджана), AYNKP (Azərbaycan Yeni
Nəsil Kommunist Partiyası – Азербайджанская Коммунистическая партия Нового Поколения) и «Левый Фронт». Начнём с «главной».
Коммунистическая партия, по их заявлению – марксистко-ленинская, после
объединения в феврале
2011 в одну партию «провозгласила
марксизм-ленинизм и диалектический материализм своей основной линией, осудив
при этом насильственный характер преобразований», а также допустив
возможность существования частного сектора при социализме. Своего сайта на
данный момент не имеет, к себе никого особо не приглашают, о том что они
существуют, лично я знаю потому как считаю что они должны существовать, но
никакой активной пропаганды они не проводят, люди о них просто не знают, во
всяком случае пока, зато в 2008-м они поддержали правящий клан:
«Как сообщает Bakililar.AZ,
коммунисты Азербайджана поддержат кандидатуру действующего президента
Азербайджана Ильхама Алиева на выборах главы государства. С этой целью они
организуют агитационную кампанию в поддержку Алиева.» (Aze.az)
* * * *
Далее AYNKP – на мой взгляд это просто националисты левого толка – таково было моё
впечатление после посещения их сайта – Kommunist.biz, а общение с одним из
представителей данной организации в сети Вконтакте лишь подтвердило мои
подозрения. Я подверг критике их за национализм на страницах их сайта и получил
ответ на e-mail (дословно): «Ваше
сообщение будет "спам" каталога теперь читать от падения. Мы не
согласны с Вашими идеями. Нация в защиту различных концепция национализма.»
- называется по-русски понимаю, но из принципа не говорю. Плач по Карабаху,
невосприятие необходимости классовой борьбы, нежелание понимать реакционность и
агрессивность религии – вот с чем я столкнулся общаясь с более «русскоязычным»
членом данной организации, который в конце диалога, после навязчивых попыток
выяснить азербайджанец ли я, заявил:
«Я знаю что вы старше меня по
возрасту и уважаю вас за это, но я хочу чтобы вы поняли, то что
коммунистическая идеология без изменений не может существовать вечно. Если СССР
развалился, то значит были и ошибки. Ничто просто так не рушится. Нам нужно
работать над ошибками, а не следовать слепо идеологии. Нельзя конечно все
изменить, но в некоторых местах можно думаю и доработать.»
Оказывается, чтобы СССР не развалился нужно было
что-то менять в Коммунистической идеологии. Вот Хрущов и поменял…
«Левый Фронт»
- пожалуй более продвинутая организация по сравнению с предыдущей, но также
малочисленная и прихрамывающая на национализм, «друзья» Б. Кагарлицкого.
«Главное, что мы теперь независимы» - звучит как «Ей
Форду» в романе Хаксли «О дивный новый мир», тезис вбиваемый в головы людей с
начала 90-х годов 20-го века и уже крепко в них засевший. Россия враг, агрессор
захвативший когда-то Азербайджан – вот чему учат сегодняшнюю молодёжь. Впереди
огромная работа с людьми. Им предстоит заново переосмыслить и понять что все
люди братья, независимо от национальной принадлежности. В условиях всё
нарастающего засилья ислама и националистических настроений, носящих и
антирусскую направленность, не приходиться ожидать сближения между
Азербайджаном и Россией.
Источник: http://miracly.clan.su/publ/avtorskie_stati/nacionalizm_saakhovy_i_segodnjashnie_levye_azerbajdzhana/10-1-0-54 |